Положение о вступительных испытаниях, проводимых университетом самостоятельно

от 22 июня 2016 г. № 52-д

Скачать


1 Общие положения

2 Особенности проведения вступительного испытания в форме комплексного тестирования

3 Особенности проведения вступительного испытания в форме творческого конкурса на направлении подготовки "Дизайн"

4 Особенности проведения вступительного испытания в форме творческого конкурса на направлениях подготовки "Дизайн архитектурной среды", "Архитектура"

5 Особенности проведения вступительного испытания в форме творческого конкурса на направлении подготовки "Журналистика"


1 Общие положения

1.1 Настоящее положение определяет общие правила и нормы проведения вступительных испытаний, проводимых федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Оренбургский государственный университет" (далее — университет) самостоятельно (далее — вступительные испытания).

1.2 Вступительные испытания проводятся университетом в формах: комплексного тестирования, собеседования, дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности (далее —творческий конкурс).

1.3 Для организации и проведения вступительных испытаний в университете создаются предметные, апелляционная комиссии, действующие на основании положений о них, составы которых утверждаются приказом ректора университета.

1.4 На вступительных испытаниях обеспечивается спокойная и доброжелательная обстановка, позволяющая поступающим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.

1.5 Язык проведения вступительных испытаний всех видов (за исключением вступительных испытаний по иностранным языкам) — русский.

1.6 Расписание вступительных испытаний (предмет, дата, время и место проведения, консультации, дата объявления результатов) утверждается председателем приемной комиссии университета (далее — ПК) или его заместителем и доводится до сведения абитуриентов не позднее 1 июня.

1.7 Допуск на территорию проведения вступительных испытаний (в корпус) лиц, ответственных за проведение вступительных испытаний и обеспечение правопорядка:

1.7.1 Допуск на территорию университета для проведения вступительных испытаний (в корпус) и обеспечение правопорядка во время проведения вступительных испытаний осуществляется ответственным секретарем ПК и его заместителями, специальными дежурными, техническими секретарями, задействованными в проведении вступительных испытаний.

1.7.2 При проведении вступительных испытаний допуск на территорию университета для проведения испытаний (в корпус) разрешен:

  • председателю и заместителям председателя ПК, ответственному секретарю, заместителям ответственного секретаря ПК и шифровальной группе;
  • ответственным за: организацию приема по результатам ЕГЭ; разработку и модификацию программной системы "Приемная комиссия", ее техническую поддержку в филиалах; за сопровождение подсистемы "Приемная комиссия"; организацию информирования абитуриентов на официальном сайте университета; прием в отдел кадров личных дел;
  • председателю и членам соответствующих предметных комиссий;
  • членам технического секретариата ПК, задействованным в проведении вступительных испытаний (далее — методисты-наблюдатели);
  • абитуриентам, участвующим во вступительных испытаниях.

Присутствие на вступительных испытаниях посторонних лиц без разрешения председателя ПК не допускается.

1.8 Явка и пропуск абитуриентов на вступительные испытания:

1.8.1 Абитуриент обязан явиться на вступительные испытания в строго указанные в расписании дату и время.

1.8.2 Допуск абитуриентов на территорию проведения вступительных испытаний (в корпус) осуществляется по направлениям подготовки (специальностям) при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и расписки о приеме документов.

1.8.3 При опоздании к началу вступительных испытаний менее чем на час абитуриент может быть допущен к вступительным испытаниям, причем время на выполнение задания ему не увеличивается, о чем он предупреждается заранее.

В титульном листе работы опоздавшего абитуриента методистом-наблюдателем делается отметка о времени начала вступительных испытаний: "Время начала вступительных испытаний ___ час. ___ мин. "____" ________ 20__ г.", после чего абитуриент пишет: "С сокращением времени проведения вступительных испытаний в связи с опозданием на ___ минут согласен. _______________ (Ф.И.О.), "____" ________ 20__ г.".

1.8.4 При опоздании абитуриента к началу вступительных испытаний более чем на час абитуриент считается не явившимся на вступительные испытания.

1.8.5 Абитуриенты, не явившиеся на вступительные испытания без уважительной причины, к прохождению вступительных испытаний не допускаются.

1.8.6 Абитуриенты, не явившиеся на вступительные испытания по уважительной причине, допускаются к участию в пропущенных вступительных испытаниях по решению ПК университета на основании письменного заявления, в котором должна быть указана причина пропуска, и документа, подтверждающего уважительную причину пропуска вступительных испытаний.

При этом уважительной причиной пропуска вступительных испытаний является:

  • болезнь абитуриента (подтверждается предъявлением справки о болезни из государственного лечебного заведения, заверенной печатью лечебного заведения);
  • чрезвычайная ситуация (подтверждается предъявлением справки государственной организации, зафиксировавшей факт чрезвычайной ситуации).

Лица, не явившиеся на вступительные испытания основного потока по уважительной причине, участвуют в них по графику, устанавливаемому индивидуально.

1.8.7 Повторное участие в соответствующих вступительных испытаниях не разрешается.

1.9 Правила поведения абитуриента во время проведения вступительных испытаний:

1.9.1 Правила поведения абитуриента во время проведения вступительных испытаний доводятся до сведения поступающих при проведении инструктажа методистом-наблюдателем перед началом вступительных испытаний.

За нарушение правил поведения абитуриента во время проведения вступительных испытаний поступающий может быть удален с вступительных испытаний с проставлением оценки "неудовлетворительно" или "не зачтено" независимо от числа правильно выполненных заданий, о чем составляется акт о нарушении правил поведения абитуриентом на вступительных испытаниях, заверяемый ответственным секретарем и членами ПК (приложение № 1).

1.9.2 Во время проведения вступительных испытаний абитуриент должен соблюдать следующие правила поведения:

  • положить личные вещи на специально отведенные для этого столы;
  • занять место, указанное ему методистом-наблюдателем;
  • соблюдать тишину и работать самостоятельно;
  • не разговаривать с другими абитуриентами;
  • не использовать какие-либо справочные материалы (учебники, учебные пособия, справочники, любого вида записи и т.п.);
  • не пользоваться мобильным телефоном и иными средствами коммуникации и компьютерной техники;
  • использовать для записей и решения заданий только бланки установленного образца, имеющие печать ПК;
  • не покидать пределов корпуса, в котором проводятся вступительные испытания;
  • по окончании вступительных испытаний сдать методисту-наблюдателю полный комплект экзаменационных материалов.

В случае если абитуриент во время проведения вступительных испытаний пожаловался на плохое самочувствие, к нему в аудиторию приглашается медицинский работник студенческой поликлиники университета. Медицинский работник дает заключение о возможности дальнейшего прохождения вступительных испытаний или их переносе на другое время.

1.9.3 При возникновении вопросов, связанных с проведением вступительных испытаний, абитуриент поднимает руку. Методист-наблюдатель подходит и отвечает на вопрос, не отвлекая внимания других абитуриентов.

1.9.4 Консультации абитуриентов с членами предметных комиссий во время проведения вступительных испытаний допускаются в присутствии методиста-наблюдателя и только в части формулировки вопроса в экзаменационных материалах (комплектах вопросов-тестов).

1.9.5 При длительности вступительных испытаний более 120 минут абитуриенту разрешается выходить из аудитории, где проводятся вступительные испытания, но не более чем на 5–10 минут. Экзаменационные материалы на период отсутствия абитуриента в аудитории должны быть сданы методисту-наблюдателю, который отмечает на титульном листе абитуриента время выхода и входа в аудиторию.

Если длительность вступительных испытаний не превышает 120 минут, абитуриенту не разрешается выходить из аудитории, за исключением форс-мажорных ситуаций.

1.10 По результатам вступительных испытаний абитуриент имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения вступительных испытаний и (или) несогласии с его (их) результатами (далее — апелляция).


2 Особенности проведения вступительного испытания в форме комплексного тестирования

2.1 Подготовка к проведению вступительных испытаний.

2.1.1 Подготовка к проведению вступительных испытаний включает в себя:

  • формирование банка заданий по предметам вступительных испытаний;
  • составление и размножение вариантов экзаменационных заданий;
  • компоновку пакетов экзаменационных заданий для аудиторий, в которых проводятся вступительные испытания;
  • распределение абитуриентов по аудиториям;
  • распределение и инструктаж методистов-наблюдателей и членов предметных комиссий перед проведением вступительных испытаний;
  • подготовку аудиторий к проведению вступительных испытаний.

2.1.2 Формирование банка заданий по предметам вступительных испытаний осуществляют председатели предметных комиссий, контролирующие доступ к экзаменационным материалам.

2.1.3 Составление вариантов экзаменационных заданий осуществляется председателями предметных комиссий, которые также определяют количество вариантов и их сложность.

Составленные варианты экзаменационных заданий заверяются подписью председателя соответствующей предметной комиссии и сдаются ответственному секретарю ПК.

2.1.4 Из вариантов экзаменационных заданий формируются комплекты вопросов-тестов и тиражируются в необходимом количестве.

Комплекты вопросов-тестов и карт ответов для аудиторий по количеству посадочных мест ответственный секретарь ПК, заместитель ответственного секретаря ПК по организации и проведению вступительных испытаний или члены шифровальной группы формируют не позднее чем за сутки до вступительных испытаний.

Пакеты с заданиями заклеиваются, опечатываются печатью ПК и хранятся у ответственного секретаря ПК или у заместителя ответственного секретаря ПК по организации и проведению вступительных испытаний.

Каждый из пакетов с заданиями опечатывается и хранится как документ строгой отчетности c принятием мер, исключающих их последующее несанкционированное тиражирование. Срок хранения составляет не менее 1 года.

2.1.5 Распределение абитуриентов по аудиториям производится ответственным секретарем ПК или заместителем ответственного секретаря ПК по организации и проведению вступительных испытаний.

2.1.6 Подготовка аудиторий к проведению вступительных испытаний производится методистами-наблюдателями и заключается в проверке отсутствия на посадочных местах посторонних предметов, литературы, шпаргалок и т.п.

2.1.7 Явку, распределение по аудиториям и инструктаж методистов-наблюдателей перед проведением вступительных испытаний осуществляет ответственный секретарь ПК или его заместители.

Явку и инструктаж членов предметных комиссий перед проведением вступительных испытаний осуществляют председатели соответствующих предметных комиссий.

2.2 Проведение вступительных испытаний.

2.2.1 Запуск абитуриентов в аудиторию, где проводятся вступительные испытания, осуществляется методистом-наблюдателем при предъявлении поступающими документа, удостоверяющего личность, и расписки о приеме документов.

2.2.2 Методист-наблюдатель после занятия абитуриентами мест в аудитории:

  • выдает каждому абитуриенту титульный лист и черновики, заверенные печатью ПК;
  • проводит инструктаж по правилам поведения абитуриента на вступительных испытаниях, заполнения и работы с экзаменационными материалами.

2.2.3 Заместитель ответственного секретаря ПК по организации и проведению вступительных испытаний или члены шифровальной группы после демонстрации наличия печатей ПК и целостности пакета с комплектами вопросов-тестов и картами ответов:

  • вскрывают пакет;
  • раздают комплекты вопросов-тестов и карты ответов;
  • проводят инструктаж по заполнению карты ответов;
  • записывают на доске время начала и окончания вступительных испытаний.

2.2.4 Продолжительность вступительных испытаний в форме комплексного письменного тестирования по трем общеобразовательным предметам составляет четыре астрономических часа. При меньшем количестве общеобразовательных предметов продолжительность вступительных испытаний определяется пропорционально.

2.2.5 Абитуриент обязан выполнять только тот вариант, который он получил от заместителя ответственного секретаря ПК по организации и проведению вступительных испытаний или члена шифровальной группы.

2.2.6 Для работы с экзаменационными материалами абитуриенты должны использовать авторучки с черными чернилами или пастами.

Карта ответов заполняется абитуриентом в соответствии с образцом, приведенным на ней. В таблице, в строке с номером вопроса, абитуриент проставляет знак в колонке ответа, который он считает правильным. Каждая строка должна содержать строго один знак, наличие более одного знака в строке, отсутствие знака в строке, любая посторонняя запись считаются ошибками.

2.2.7 Абитуриентам запрещается ставить подписи и делать какие-либо пометки, раскрывающие авторство работы, на карте ответов, комплекте вопросов-тестов и черновиках. "Помеченные" работы проверке не подлежат.

2.2.8 Во время проведения вступительных испытаний члены шифровальной группы, ответственный секретарь ПК либо его заместители осуществляют простановку специальных печатей на экзаменационных материалах абитуриентов.

2.2.9 По окончании вступительных испытаний абитуриент лично сдает все экзаменационные материалы методисту-наблюдателю, который в присутствии абитуриента ставит в ведомости отметку о сдаче экзаменационных материалов и проверяет:

  • наличие всех выданных абитуриенту экзаменационных материалов (титульный лист, карта ответов, комплект вопросов-тестов, черновики, заверенные печатью ПК);
  • наличие на титульном листе личной подписи абитуриента.

2.2.10 По окончании вступительных испытаний методист-наблюдатель фиксирует на обложке папки количество сданных экзаменационных материалов, заверяя личной подписью, и передает папку с экзаменационными материалами ответственному секретарю ПК либо его заместителям.

2.3 Порядок проверки экзаменационных материалов.

2.3.1 Все папки с экзаменационными материалами шифруются ответственным секретарем ПК, его заместителем по организации и проведению вступительных испытаний или членами шифровальной группы. Одинаковые шифры проставляются на титульном листе и карте ответов.

После этого экзаменационные материалы абитуриента разделяются на две части, одна из которых содержит сведения об абитуриенте и состоит из зашифрованного титульного листа, а другая, обезличенная, — карту ответов с шифром, комплект вопросов-тестов с номером варианта и черновики.

По окончании шифровки части экзаменационных материалов, содержащие сведения об абитуриентах (титульные листы), хранятся в сейфе у ответственного секретаря ПК или заместителя по организации и проведению вступительных испытаний, а обезличенные части экзаменационных материалов передаются для дальнейшей проверки.

2.3.2 Проверка обезличенных частей экзаменационных материалов абитуриентов и оформление результатов производится следующим образом:

  • на первом этапе обезличенные части экзаменационных материалов проверяются при помощи перфорированной карты с правильными ответами, при этом в специальных графах карты ответов проставляется количество правильных ответов;
  • на втором этапе обезличенные части экзаменационных материалов проверяются членами предметных комиссий, при этом в специальных графах карты ответов проставляется количество правильных ответов, которое удостоверяется личной подписью проверяющего;
  • на третьем этапе вычисляется итоговое количество баллов с учетом повышающих коэффициентов, которое проставляется в специальной графе карты ответов.

В исключительных случаях допускается проверка экзаменационных работ только с помощью перфорированных карт ответов (или с помощью компьютерной программы) без привлечения членов предметных комиссий.

2.3.3 Первый этап проверки производится ответственным секретарем ПК, его заместителем по организации и проведению вступительных испытаний или членами шифровальной группы.

При проверке определяется:

  • количество строк, в которых знаки отсутствуют, — вычеркиванием строки;
  • количество строк, содержащих более одного знака;
  • наличие и количество посторонних записей, пометок и т.п.

Проверка осуществляется путем наложения шаблона на таблицу ответов. Совпавшие ответы фиксируются цифрами в предусмотренном на карте ответов месте. Черновики проверке не подлежат.

2.3.4 Второй этап проверки производится председателем и членами соответствующих предметных комиссий.

При проверке определяется количество правильных ответов, которое отмечается знаком "+" или "-" и фиксируется цифрами в предусмотренном на карте ответов месте.

При этом председатель предметной комиссии дополнительно проверяет обезличенные части экзаменационных материалов абитуриентов, оцененных членами предметных комиссий на низкий и высший балл, удостоверяя своей подписью количество правильных ответов.

2.3.5 Третий этап проверки производится ответственным секретарем ПК, его заместителем по организации и проведению вступительных испытаний или членами шифровальной группы.

При этом вычисляется и проставляется в специальной графе карты ответов количество баллов по каждому общеобразовательному предмету, формируемое следующим образом:

  • иностранный язык — 2 балла за каждый правильный ответ на один вопрос из 50;
  • математика, физика, химия, география, биология, обществознание, литература, русский язык — 5 баллов за каждый правильный ответ на один вопрос из 20.

Итоговое количество баллов вычисляется как сумма баллов по всем общеобразовательным предметам, входящим в перечень вступительных испытаний соответствующего направления подготовки (специальности).

2.3.6 Проверенные обезличенные части экзаменационных материалов дешифруются.

2.3.7 Результаты вступительных испытаний заносятся в балльные ведомости, заверяемые подписью ответственного секретаря ПК и содержащие следующие сведения: Ф.И.О. абитуриента, шифр, количество правильных ответов по общеобразовательным предметам, повышающие коэффициенты и общее количество баллов.

В день объявления результатов балльные ведомости абитуриентов размещаются на официальном сайте университета abiturient.osu.ru и на информационных стендах ПК.


3 Особенности проведения вступительного испытания в форме творческого конкурса на направлении подготовки "Дизайн"

3.1 Вступительные испытания в форме творческого конкурса включают в себя два творческих экзамена по специальным дисциплинам: "Рисунок, живопись" и "Композиция".

3.2 На экзамены абитуриенты должны принести графические материалы и инструменты для выполнения задания согласно требованиям каждого творческого экзамена (карандаши, чертежные принадлежности, краски, кисти, небольшую емкость для воды, тряпку, скотч для фиксации бумаги на мольберте и пр.).

3.3 На лицевой стороне экзаменационного листа, предназначенного для выполнения каждого экзаменационного задания, ставится печать ПК и проставляется номер экзаменационного билета абитуриента. Для выполнения каждого задания маркируется не более одного листа. В случае необходимости, по заявлению абитуриента, может быть произведена замена испорченного листа; при этом испорченный лист изымается и уничтожается, новый лист маркируется, а время на выполнение задания не увеличивается, о чем абитуриент предупреждается заранее.

3.4 В конце каждого экзамена и после выполнения каждого задания работы опечатываются техническим секретарем ПК и сдаются в предметную комиссию.

3.5 Для проверки выполненные работы оцениваются предметной комиссией согласно установленным критериям. Оценка с указанием количества баллов выставляется прописью на лицевой стороне работы.

Предметной комиссией заполняется протокол оценки с обязательным указанием шифра работы (номера экзаменационного билета) и критериев, за которые по работе были проставлены баллы; протокол подписывается всеми членами предметной комиссии, производившими оценку работы.

Работа расшифровывается, оценка проставляется в экзаменационную ведомость и экзаменационный лист, после чего результаты творческих экзаменов объявляются абитуриентам.

Проверенные работы остаются для проведения апелляции.

Результирующая оценка творческого конкурса представляет сумму баллов всех экзаменов творческого конкурса (максимально — по 100 баллов за каждый экзамен).

3.6 Абитуриенту запрещается подписывать выполненную работу, ставить какие-либо знаки и пометки, раскрывающие авторство работы. Экзаменационные работы, содержащие подписи, посторонние знаки, пометки, оцениваются на "неудовлетворительно" или "не зачтено" без рассмотрения предметной комиссией.

3.7 Экзаменационные работы абитуриентам не возвращаются.

3.8 Творческий экзамен "Рисунок, живопись" для поступающих проводится в два этапа (два дня).

Первый этап включает конструктивный рисунок гипсовой головы, продолжительность — 240 минут (1 день).

Для выполнения задания по рисунку предлагается одна гипсовая голова на каждые 10–14 человек. Тип гипсовой головы определяется согласно экзаменационному билету.

Материалы, необходимые абитуриентам для выполнения задания: бумага формата А2 (1/2 листа ватмана), графитные карандаши различной степени мягкости, ластик.

Второй этап включает выполнение натюрморта из трех несложных по форме предметов, локальных по окраске, на нейтральном фоне (2–3 вида драпировки), при естественном освещении. Продолжительность второго этапа — 240 минут (1 день). Для выполнения задания по живописи представляется один натюрморт на каждые 10–14 человек. Тип натюрморта определяется согласно экзаменационному билету. Натюрморты, предлагаемые разным группам абитуриентов, содержат одинаковые по сложности задачи.

Материалы, необходимые абитуриентам для выполнения задания: бумага формата А2 (1/2 листа ватмана), графитные карандаши, ластик, акварельные краски, баночка с водой, тряпочка.

3.8.1 Экзаменационная работа "Рисунок, живопись" оценивается по 100-балльной шкале как сумма баллов, полученных в результате выполнения абитуриентом заданий двух этапов (рисунок и живопись). Каждый этап оценивается по 50-бальной шкале. Критерии оценивания складываются из параметров, указанных в таблицах 1 и 2.


Таблица 1 — Критерии оценивания первого этапа творческого экзамена "Рисунок. Живопись"

Компоновка на листе Определение характера, формы, пропорций, наклона Объемно-конструктивное построение Уровень владения графическим материалом
Баллы 0–12 0–12 0–13 0–13


Таблица 2 — Критерии оценивания второго этапа творческого экзамена "Рисунок. Живопись"

Компоновка на листе Объемно-пространственное построение Светотеневая тональная проработка форм Колористическая выразительность, живописность
Баллы 0–12 0–12 0–13 0–13


3.9 Творческий экзамен "Композиция" для поступающих проводится в два этапа (два дня).

На первом этапе требуется выполнить плоскостное изображение в цвете композиции в соответствии с темой экзаменационного билета, продолжительность — 240 минут (1 день). Для выполнения задания по композиции предлагается набор из геометрических фигур, цифр, букв, слов. Тема композиционного задания определяется согласно экзаменационному билету.

Материалы, необходимые абитуриентам для выполнения задания: бумага формата А3 (1/4 листа ватмана), цветные карандаши, графитные карандаши различной степени мягкости, акварельные краски, гуашь, тушь, маркеры, гелевые ручки и пр. изобразительный материал, ластик.

Изобразительные средства выполнения композиционного задания выбираются автором самостоятельно с целью наиболее полного раскрытия темы.

На втором этапе требуется выполнить объемно-пространственное изображение композиции в ахроматическом решении с добавлением одного цвета в соответствии с темой экзаменационного билета, продолжительность — 240 минут (1 день). Для выполнения задания по композиции предлагается набор из геометрических фигур. Тема композиционного задания определяется согласно экзаменационному билету.

Материалы, необходимые абитуриентам для выполнения задания: бумага формата А3 (1/4 листа ватмана), цветные карандаши, графитные карандаши различной степени мягкости, акварельные краски, гуашь, тушь, маркеры, гелевые ручки и пр. изобразительный материал, ластик.

Изобразительные средства выполнения композиционного задания выбираются автором самостоятельно с целью наиболее полного раскрытия темы.

3.9.1 Экзаменационная работа "Композиция" оценивается по 100-балльной шкале как сумма баллов, полученных в результате выполнения абитуриентом заданий двух этапов. Каждый этап оценивается по 50-балльной шкале. Критерии оценивания складываются из параметров, указанных в таблицах 3, 4.


Таблица 3 — Критерии оценивания первого этапа творческого экзамена "Композиция"

Общее композиционное решение Колористическая выразительность Владение графическими материалами Уровень владения шрифтом
Баллы 0–12 0–13 0–13 0–12


Таблица 4 — Критерии оценивания второго этапа творческого экзамена "Композиция"

Компоновка на листе Объемно-пространственное построение Светотеневая тональная проработка форм Соответствие образа заданной теме
Баллы 0–12 0–12 0–13 0–13


4 Особенности проведения вступительного испытания в форме творческого конкурса на направлениях подготовки "Дизайн архитектурной среды", "Архитектура"

4.1 Вступительные испытания в форме творческого конкурса включают в себя два комплексных творческих экзамена по специальным дисциплинам: "Рисунок", "Композиция и черчение".

4.2 На экзамен абитуриенты должны принести графические материалы и инструменты для выполнения задания согласно требованиям каждого экзамена (карандаши, чертежные принадлежности, краски, кисти, баночку для воды, тряпку, скотч или кнопки для крепления бумаги к мольберту).

4.3 На лицевой стороне бумаги формата А2, на которой выполняются задания каждого экзамена, ставится печать ПК и проставляется номер экзаменационного билета абитуриента. Для выполнения каждого задания маркируется не более одного листа формата А2. В случае необходимости, по заявлению абитуриента, может быть произведена замена испорченного листа; при этом испорченный лист изымается и уничтожается, новый лист маркируется, а время на выполнение задания не увеличивается, о чем абитуриент предупреждается заранее.

4.4 В конце каждого экзамена и после выполнения каждого задания работы опечатываются техническим секретарем ПК и сдаются в предметную комиссию.

4.5 Для проверки выполненные работы размещаются в аудитории (мастерской) и оцениваются предметной комиссией согласно установленным критериям.

Оценка с указанием количества баллов выставляется прописью на лицевой стороне работы.

Предметной комиссией заполняется протокол оценки с обязательным указанием шифра работы (номера экзаменационного билета) и критериев, за которые по работе были проставлены баллы; протокол подписывается всеми членами предметной комиссии, производившими оценку работы.

Работа расшифровывается, оценка проставляется в экзаменационную ведомость и экзаменационный лист, после чего результаты экзамена объявляются абитуриентам.

Проверенные работы остаются для проведения апелляции.

4.6 Абитуриенту запрещается подписывать выполненную работу, ставить какие-либо знаки и пометки, раскрывающие авторство работы. Экзаменационные работы, содержащие подписи, посторонние знаки, пометки, оцениваются оценкой "неудовлетворительно" или "не зачтено" без рассмотрения предметной комиссией.

4.7 Результирующая оценка творческого конкурса находится как сумма баллов всех экзаменов творческого конкурса (максимально — 200 баллов).

4.8 Экзаменационные работы абитуриентам не возвращаются.

4.9 Творческий экзамен "Рисунок".

4.9.1 Рисунок (гипсовая голова) выполняется карандашом на листе бумаги формата А2 (60х40 см).

Творческий экзамен "Рисунок" включает в себя изображение гипсовой головы (согласно билету) на фоне гладкой драпировки и проводится в течение 4 часов в два этапа.

Первый этап — 2 часа (120 минут) — схематичное определение характера движения головы, поиск пропорций, пластическое моделирование структуры головы, выявление ее анатомических закономерностей.

Второй этап — 2 часа (120 минут) — тональная проработка, тщательная прорисовка деталей, обобщение всего рисунка.

4.9.2 На творческом экзамене "Рисунок" оцениваются навыки объемно-конструктивного построения и уровень владения графическим материалом.

4.9.3 Творческий экзамен "Рисунок" оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, необходимое для участия в конкурсном отборе, — 20.

4.10 Творческий экзамен "Композиция и черчение".

4.10.1 Творческий экзамен "Композиция и черчение" проводится в два этапа (два дня).

На первом этапе выполняется задание по композиции, продолжительность — 4 часа (240 минут).

Материалы, необходимые абитуриентам для выполнения задания: бумага формата А2 (1/2 листа ватмана), графитные карандаши различной степени мягкости, ластик.

Требуется выполнить объемно-пространственное изображение композиции, состоящей из геометрических фигур (виды объемных геометрических фигур задаются билетом).

4.10.2 Работа над композицией осуществляется в следующей последовательности:

  • 1) выполнение эскизов общей композиционной идеи из заданных 3 геометрических фигур с последующим повтором каждой фигуры не более 3 раз, пропорции геометрических фигур должны оставаться неизменными;
  • 2) компоновка на листе;
  • 3) линейно-графическое перспективное построение замысла осуществляется на основе общих композиционных требований:

    • а) выявление композиционной идеи — "динамика движения";
    • б) выделение композиционного центра;
    • в) ритм;
    • г) пропорции;
    • д) контраст-нюанс;
    • е) целостность композиции.
  • 4) светотеневая проработка;
  • 5) построение шрифтовой надписи с учетом общего композиционного замысла.

Первый этап оценивается по 50-балльной шкале. Минимальное количество баллов, необходимое для участия в конкурсном отборе, — 10.

4.10.3 На втором этапе выполняется задание по черчению, продолжительность — 4 часа (240 минут).

Абитуриент выполняет в карандаше на листе бумаги формата А3 (297x420 мм) с помощью чертежных инструментов следующие задания:

  • 1) построить по двум данным видам третий вид детали, имеющей сквозные отверстия; построить наглядное изображение в одной из заданных аксонометрических проекций; выполнить четвертной вырез в аксонометрии и на третьем виде; нанести размеры;
  • 2) построить очертание архитектурной детали, содержащей основные случаи сопряжений; нанести размеры;
  • 3) выполнить надпись "экзаменационная работа по черчению" стандартным чертежным шрифтом по ГОСТ 304-68.

Экзаменационные задания решаются в следующей последовательности:

  • 1) проверка листа на соответствие формату А3;
  • 2) нанесение в тонких линиях рамки и штампа;
  • 3) компоновка заданий на листе;
  • 4) решение заданий в тонких линиях в любой последовательности;
  • 5) нанесение контуров изображения и размеров;
  • 6) выполнение основной надписи чертежа.

Второй этап оценивается по 50-балльной шкале. Минимальное количество баллов, необходимое для участия в конкурсном отборе, — 10.

Творческий экзамен "Композиция и черчение" суммарно оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, необходимое для участия в конкурсном отборе, — 20.


5 Особенности проведения вступительного испытания в форме творческого конкурса на направлении подготовки "Журналистика"

5.1 Вступительные испытания в форме творческого конкурса проводятся в два тура: первый — собеседование и анализ публикаций абитуриента, второй — письменная работа в форме творческого сочинения.

5.2 Собеседование проводится с каждым абитуриентом индивидуально комиссией по творческому конкурсу.

Все вопросы фиксируются в протоколе. Здесь же дается краткая характеристика ответов и общее заключение, которое утверждается предметной комиссией.

Процедура собеседования оформляется в виде протокола творческого конкурса, в котором фиксируются все вопросы членов предметной комиссии и краткая характеристика ответов абитуриента. Абитуриента в обязательном порядке знакомят с протоколом, что подтверждается его личной подписью.

Результаты собеседования оцениваются в бинарной системе — "зачтено" или "не зачтено". Абитуриенты, результаты которых были оценены на "не зачтено", приравниваются к лицам, набравшим наименьшее количество баллов (0 баллов).

5.3 Особенности проведения и оценки творческого сочинения.

5.3.1 Список тем творческих сочинений составляется председателем предметной комиссии для проведения творческого конкурса (далее — экзаменационная комиссия).

От абитуриентов требуется создание текста по законам публицистики, т.е. текст должен отличаться образностью, основываться на фактах, умело отобранных и проанализированных.

В творческом сочинении абитуриент должен продемонстрировать умение логично и грамотно излагать свои мысли, наблюдательность, способность отбирать жизненные факты и анализировать их, видеть актуальные проблемы и конфликты, стремление заинтересовать читателя своим материалом, умение оформлять текст в соответствии с требованиями избранной формы — репортажа, зарисовки, корреспонденции и т.д.

5.3.2 После оформления титульных листов и подготовки к работе абитуриентам предлагается 5–6 тем творческих сочинений. Время работы над сочинением по выбранной каждым абитуриентом теме — 180 минут. Объем сочинения — 3–5 страниц.

5.3.3 Проверка творческого сочинения осуществляется в два этапа.

5.3.3.1 На первом этапе оценивается речевое оформление:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • количество орфографических и пунктуационных ошибок.

Оценка за речевое оформление определяется по формуле

40 – (x + y + z),

где х — количество орфографических ошибок, у — количество пунктуационных ошибок, z — количество стилистических недочетов.

5.3.3.2 На втором этапе оценивается содержание.

Критерии оценки содержания творческого сочинения складываются из следующих параметров, приведенных в таблице 5.


Таблица 5 — Критерии оценки содержания творческого сочинения

Параметры качества, которыми должно обладать творческое сочинение Максимальное количество баллов
Соответствие выбранной теме 10
Полнота раскрытия темы, хорошее знание предмета 15
Наличие убедительных фактов и аргументов при освещении темы 5
Оригинальность сочинения (использование интересных сюжетных ходов при построении текста, способность наглядно, образно, эмоционально изображать события, факты, ситуации, людей) 10
Самостоятельность мышления 10
Логичность и последовательность изложения материала (соблюдение временных и причинно-следственных отношений) 10


5.3.4 По результатам проверки выставляется оценка по 100-балльной шкале, которая складывается из суммы двух оценок — за речевое оформление (максимальная оценка — 40 баллов) и за содержание (максимальная оценка — 60 баллов).

5.4 Окончательное заключение по результатам двух туров творческого конкурса в отношении каждого абитуриента оформляется протоколом комиссии по творческому конкурсу, который подписывается председателем и членами предметной комиссии.

5.5 Члены Союза журналистов, имеющие соответствующее удостоверение, и победители областного конкурса сочинений, имеющие соответствующий сертификат, приравниваются к лицам, набравшим наивысшее количество баллов (100 баллов).

Наверх

Обратная связь